Упрощённое оформление ДТП или, как его принято называть «Европротокол», пользуется всё большей популярностью – доля ДТП, оформленных по этой процедуре, за год выросла с 10 до 25%. И всё же с «Европротоколом» по-прежнему сопряжено немало мифов, развеять которые «Полезная газета» попросила представителей Российского союза автостраховщиков (РСА).
Миф №1. Виновник сам ни за что не признает свою вину
Некоторые автовладельцы, может быть, и не признают. Но самый популярный вид ДТП – когда кто-то кого-то «догнал». Здесь отрицать свою вину просто глупо. Но если вторая сторона активно противится оформлению «Европротокола» (а тем более проявляет агрессию, находится в состоянии опьянения), вызывайте полицию.
Миф №2. Невозможно самому правильно оценить ущерб при ДТП
Оформлять «Европротокол» можно, если ущерб не превышает 50 тысяч рублей. Нужно ли опасаться ошибок в оценке? Во-первых, около 80% всех аварий, происходящих в России, подпадают под этот лимит – и на них же инспекторы ГИБДД выезжают в последнюю очередь, поэтому их и приходится ждать часами. Во-вторых, никто не просит оценивать ущерб до копейки – это прерогатива специалистов. «Европротокол» изначально был создан для самостоятельного определения убытка.
Миф №3. Если ущерб оказался свыше 50 тысяч, то страховая компания откажет в выплате
Согласно закону об ОСАГО, при оформлении документов о ДТП по «Европотоколу» размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счёт возмещения вреда, причинённого его транспортному средству, не может превышать 50 тысяч рублей. Если сумма ущерба больше, то это не будет основанием для отказа, но потерпевший получит только 50 тысяч. При этом остаток суммы взыскивается с виновника, если нет договора страхования КАСКО. Так что ошибиться в расчёте – не так страшно.
Миф №4. Самому оформить извещение о ДТП очень сложно
Современный человек в течение жизни заполняет немало бланков, форм и заявлений, и извещение о ДТП – не самое сложное из них. Конечно, к нему обращаются в «полевых условиях», да ещё и в довольно стрессовой ситуации, но бланк был разработан по европейским стандартам, а вносимая в них информация – вовсе не теорема Ферма. Нужно лишь аккуратно заполнить пункт за пунктом и проверить, правильно ли переписаны данные другого участника ДТП (для верности можно сфотографировать полис и права). Процедура носит название «Европротокол» неслучайно – европейцы давно ей пользуются, и наш бланк практически идентичен европейскому.
Миф №5. Страховые компании придираются к каждой запятой в извещении и не заплатят
Раньше при ДТП нужно было обращаться в страховую компанию виновника. Сейчас же – в ту компанию, где был приобретён полис ОСАГО и которая ценит автовладельца как своего клиента. Поэтому компании, как правило, стремятся качественно урегулировать убыток. Отказов в выплатах по этой процедуре примерно столько же, сколько и по ДТП, оформленным полицейскими. Так что вызов сотрудников ГИБДД и многочасовые ожидания не повысят шансы на быстрое возмещение, скорее их увеличит внимательное заполнение извещения.
Если же страховая по каким-либо причинам отказывает в выплате по «Европротоколу», требуйте письменный аргументированный отказ. Если вы правы, извещение было заполнено без ошибок, а причина отказа кажется вам надуманной, письменный ответ поможет при написании претензии. Её необходимо направить в страховую компанию (можно также подкрепить жалобой в Российский союз автостраховщиков). Только не забывайте – ошибиться может не только страховщик, но и страхователь. Ошибки в сведениях, не полностью заполненные графы, перепутанные местами цифры, невнятная схема ДТП не позволяют страховщику в полной мере воссоздать картину ДТП и понять, кто виноват. Поэтому «Европротокол» – это как раз тот случай, когда всё в ваших руках.
Добавить комментарий