Жертвуя на благотворительность, каждый надеется, что отправленные деньги помогут нуждающимся. Но о том, что средства могут не дойти до адресата, мало кто задумывается. Между тем, аферисты, зарабатывающие на человеческом сострадании, перешли уже все границы.
Представители официально действующих благотворительных фондов бьют в колокола: сегодня многие граждане рискуют столкнуться «нос к носу» с мошенниками. Среди основных схем обмана можно выделить четыре.
С табличками на улице
– Для тех, кто собирает деньги на улице с плакатом в руках, схема простая: подавил на жалость – получил наличные. Они могут собирать до сотен тысяч в месяц, – говорит президент благотворительного фонда «Мозаика счастья» (г. Москва) Анна Пучкова. – Мы, руководители фондов, предлагаем просящим свои визитки и приглашаем их прийти к нам в офис с документами, обещаем помочь найти средства, но ни один не приходит. Похоже на мошенничество. В последнее время заметила, много стало попрошаек в военной форме. Им тоже предлагаем помощь, но они не идут к нам.
В Челнах люди с табличками с призывами о помощи чаще всего атакуют водителей, останавливающихся на светофоре. Летом их можно встретить также в парках и около торговых центров. Как же отличить волонтеров, которые действительно собирают деньги на лечение больных детей, от аферистов?
– Такая атрибутика, как кепки и майки может быть и у мошенников ведь? И, глядя только на внешние признаки, сложно понять, кто есть кто, – говорит волонтер благотворительного фонда «Дети ДЦП» (г. Набережные Челны) Юлия Ахметзянова. – Если хотите помочь, сначала изучите вопрос. Рекомендую обращаться в фонды. Ни один благотворительный фонд не позволит себе действия, порочащие его репутацию. Мы организуем мероприятия, на которых выставляем ящики для сбора денег. Либо вы можете зайти на сайт и узнать всю информацию, там указан расчетный счет, телефоны. Да, схема не такая простая, как дать мелочь из кармана, но зато надежная, и эти деньги точно пойдут на лечение, о чем можно узнать впоследствии в самом фонде.
Если вы все же прониклись жалостливой историей на улице, попросите у сборщика денег документы. У волонтера должны быть приходные ордера организации либо опломбированный ящик для сбора, официальный документ, доверенность, подтверждающая его право на сбор пожертвований, документ, подтверждающий личность, положение о целевой программе, на которую собираются деньги, телефон руководителя, который должен сообщить, где вы можете ознакомиться с отчетом о расходах.
Срочный сбор!
В социальных сетях каждый день вы можете наткнуться на группы, организующие срочные сборы денег. Чаще всего в этих сообщениях фигурируют призывы о срочности («Счет идет на минуты») и вашей значимости («Даже 50 рублей могут помочь Сашеньке встать на ноги»). Прежде чем жертвовать, подумайте. Отправленные 50–100 рублей, конечно, не сделают вас беднее, но представьте, сколько может заработать на этом мошенник?! Итак, как проверить мошенничество в сети.
– Во-первых, спросите, в какие фонды эти люди уже обращались, пусть перечислят названия и скажут, почему был отказ. Все слова, что фонд – это долго, а нужно быстро собрать сумму, это неправда! Фонды имеют запас «нз», и если деньги нужны срочно, могут воспользоваться им, а потом восполнить за счет сборов. Не стесняйтесь просить документы, если в ответ услышите агрессию – «ребенок умирает, а вы со своими вопросами!» – это наводит на сомнения. Агрессии быть не должно, – поясняет президент благотворительного фонда «Мозаика счастья» Анна Пучкова.
По словам Анны, сбор иногда может быть настоящим, а сумма – мифическая:
– Был случай, когда активисты собирали около 16 миллионов рублей на лечение в итальянской клинике. Я попросила знакомых в Италии позвонить в это медучреждение. Выяснилось, что таких цен там нет, стоимость операции – в пределах 3 миллионов рублей. Разница огромная!
Президент фонда советует: «Если нет времени на выяснение обстоятельств, хотя бы забейте в поисковой строке в интернете часть заинтересовавшего вас сообщения. Возможно, вы сразу же найдете информацию о том, что это мошенничество».
«Черные фандрайзеры»
– К нам поступает много информации, что существуют «черные фандрайзеры», то есть фонды, которые собирают деньги не на лечение больных детей, а на собственные нужды, – рассказывает волонтер благотворительного фонда «Дети ДЦП» Юлия Ахметзянова. – Люди в Челнах уникальные, любое обращение всегда находит отклик в добрых сердцах. Но хочется, чтобы деньги были потрачены на благое дело, а не впустую.
Как поясняет волонтер, если сбор идет через благотворительный фонд, у него должен быть официальный сайт с финансовыми отчетами, с контактами. Кстати, вы можете узнать о любом фонде, настоящий он или нет, в благотворительном собрании «Все вместе» (это некоммерческое партнерство, объединившее благотворительные и волонтерские организации, созданные по инициативе граждан).
– Иногда мне говорят «я не могу отличить настоящий фонд от ненастоящего». Я отвечаю: «Ну вы же как-то отличаете запорожец от мерседеса», – удивляется президент благотворительного фонда «Мозаика счастья» Анна Пучкова. – Включаете аналитику, когда нужно. Покупая машину, лезете на форумы, смотрите, что пишут эксперты. Вот и с благотворительностью нужно поступать так же.
Бессовестные родители
Бывает, что родители больных детей вдруг понимают, что на этом можно зарабатывать. И начинают обустраивать быт за счет пожертвований. Нечестно. Ведь вы жертвуете на лечение, а не на новый телевизор. И непонятно, почему иногда на фотографиях больной ребенок одет в брендовую одежду и проживает в гостинице с пятью звездами. Ведь можно быть скромнее? А вдруг эти деньги нужнее другому ребенку на операцию?
Как отследить, что родители потратят деньги по назначению?
– Профессионально работающий фонд никогда не дает деньги родителям на руки, а только оплачивает счета из клиники, – говорит Анна Пучкова. – Если вы хотите помочь родителям напрямую, спрашивайте у них квитанции об оплате.
Даже в челнинских соцсетях встречаются ежедневные фотоотчеты с комментариями родителей из больниц, где идет на поправку их малыш – это правильный подход. Несмотря на нелегкое положение, мамы и папы отдают дань тем, кто оказал им помощь.
Сложные схемы
На улицах Челнов появились волонтеры проекта «Детские деревни-SOS». Они не берут наличные, а только предлагают перевести деньги с вашей банковской карты на счет. Причем деньги будут списываться с карты ежемесячно, в размере указанной вами суммы. Согласитесь, мало кто пожелает раскрывать данные и пароли своей карты незнакомому человеку на улице. Почему схема так непроста, мы поинтересовались у московских руководителей проекта. К слову, «Детская деревня-SOS» – это особая, максимально приближенная к семейной модель воспитания осиротевших и оставшихся без попечения родителей детей.
– Схема сборов называется «прямой диалог», «face to face» («лицом к лицу»), и она работает с 1956 года во всем мире, направлена на привлечение ежемесячных пожертвований, – рассказывает пиар-менеджер фонда «Детские деревни-SOS» (г. Москва) Елена Егорова. – Именно ежемесячные перечисления – основа стабильности фонда, со сбором наличных средств достичь этого невозможно. «Детские деревни-SOS» существуют в 133 странах мира, и там годами так работают. Мы надеемся, что программа позволит обеспечить наши 6 деревень. Лично мне удивительно, почему люди боятся делать перечисление с карты, ведь многие делают покупки в интернет-магазинах и не боятся вводить данные. С карты деньги напрямую в фонд поступают, все безопасно, платежи проходят через международного платежного оператора, данных с карт у нас не остается. У волонтеров есть именные бейджи, документы при себе, фамилии можно проверить на нашем сайте.
Правда, все равно остается странным, почему те же волонтеры настаивают на том, что лучше оплатить на улице через волонтера и его профиль, чем дома через сайт.
Мы живем в то время, когда культура благотворительности только начинает формироваться. Каждый из нас не только понимает, что нужно помогать нуждающемуся, но и готов это делать. Но обязательно думая при этом головой. Ведь крайне важно, чтобы наша помощь оказалась целенаправленной и эффективной.
Добавить комментарий