Богатая на таланты страна уже давно не слышит песен, которые могли бы затронуть сердца и души людей разного возраста. О том, почему это грустное явление следует воспринимать спокойно, «Полезной газете» рассказал известный российский музыкальный критик Сергей Соседов.
– Сергей Васильевич, в последние годы о песне речь в нашей стране заводят только тогда, когда Россия в очередной раз едет на «Евровидение». Почему на эстраде нет песен интересных и трогающих душу миллионов людей, как ранее?
– Эстрада превратилась сегодня в шоу-бизнес, а как искусства эстрады на сцене мало – и не только в песне, но и в поэзии, и в хореографии, и в актерском мастерстве, а это тоже, между прочим, часть песни. Почему так происходит?
Во-первых, мало личностей. А личностей, как известно, рождает большая эпоха, большое время – время великих свершений в науке и промышленности, время идеалов, а отнюдь не академии и консерватории, отнюдь не продюсеры и не телевидение. Наше время – время без идеалов, и соответственно, из-за мелкого времени мельчают и люди: если нынешняя идея – заработать деньги любой ценой и вложить их во что-то, разве будут люди делать что-то большое в искусстве? Корпоративны приносят артистам хорошие деньги, а значит, они будут гнать в своем репертуаре одно и то же. Раньше людям платили мало, но они создавали новые песни, новые фильмы, потому что была великая страна, а теперь, когда многое в нашей истории растоптали, многого хорошего на пустом месте не построишь.
А во-вторых, к концу XX века во всех видах искусства – в живописи, в кино, на эстраде – были созданы такие высочайшие образцы и эталоны искусства, которые не только нельзя превзойти, но к ним и приблизиться нельзя! Искусство достигло таких вершин, что его и развивать уже было некуда – и в кино, и на сцене были такие корифеи, что превзойти их сейчас нельзя. Вы посмотрите, к примеру, что делает новое время – оно использует старые темы в музыке и кино и заново их осмысливает: это и «Старые песни о главном», и бесконечные ремейки старых фильмов того же Рязанова, раскрашивание черно-белых фильмов. Новых шедевров нет, потому что люди поняли, что они уже не могут превзойти то, что было. А если есть еще и интерес публики к творческому и художественному наследию нашей страны, значит, кинематографисты и телевизионные деятели будут продолжать делать свои вещи на старом материале. Конечно, в том же кино есть что-то принципиально новое – фильм «Географ глобус пропил», но оно не становится достоянием широких масс людей, как допустим, «Война и мир» Бондарчука. А в музыке людей, которые могли бы превзойти Шульженко или Магомаева вообще нет – равно как и нет великих композиторов.
– Может, нужно устраивать больше общероссийских конкурсов с региональными эстрадными талантами?
– Конкурсов полно, но очень много в них людей голосистых, а отнюдь не артистов. Просто голосом уже не удивишь сейчас! Вспомните – у Марка Бернеса голоса вообще не было, но он умел рассказывать песню, декламировал ее. У Майи Кристалинской был очень «маленький» голос, у Эдиты Пьехи голос был отнюдь не сумасшедший, у Шульженко он составлял вообще полторы октавы, но у них была артистическая глубина.
– Но неужели во всех конкурсах их организаторы смотрят только на хороший вокал?
– Есть конкурсы и с авторскими творениями, но то, о чем поют эти певцы, спето давным-давно и в гораздо лучшем варианте. То, что вы можете увидеть на этих конкурсах – детский лепет. То же самое и в клубах – сейчас много тех, кто там хорошо поет и играет на гитарах, но это исключительно клубный уровень.
– В какой степени правильным выглядит то, что лучшими певцами страны являются Елена Ваенга и Стас Михайлов? Те немногочисленные личности – это они?
– Лена Ваенга – прекрасная и замечательная артистка, и ее успех не случаен. Вот кстати, она – та самая личность! Ваенга – очень глубокий человек по своей сути, и она поступила очень умно: она сохранила традиции песен Пугачевой, то есть театрализацию песни, драматическую эстраду. Ваенга не отреклась от того, что было в советское время – она поняла, что на пустом месте что-то создавать нельзя, и благодаря театрализации песни она выиграла. Ну и большой плюс багаж знаний Ваенги – она много слушала, читала, переосмысляла и мы видим, что Лене есть, что сказать через свои песни зрителю.
– А что важного может сказать Стас Михайлов? Ведь песни у него отнюдь не выдающиеся…
– Стас тоже прекрасный артист, и уничижительные рецензии в его адрес это просто некрасиво со стороны этих критиков и им подобных. Наверное, все идет от того, что у нас никогда не любили людей успешных. Михайлов же знает, для чего он выходит на сцену, о чем он поет и для кого. Все его песни обращены к женщине, которая хочет, чтобы ее согрели, обласкали, защитили, к той женщине, которой сегодня нужен мужчина, но она его не находит, потому что одни увлечены зарабатыванием денег, другие спились, обленились. Современной женщине нужно тепло и современное искусство должно восполнять недостаток этого тепла, недостаток душевности. А песня вообще должна окрылять человека, песня – это душа народа: да, вокруг все плохо – работы нет, мало платят, но послушал песню, и ты оттаял, тебе хорошо, и все еще впереди. Стас согревает женщин своими песнями – «ты моя, ты лучше всех, все для тебя – моря и океаны…» и женщины действительно отдаются ему сердцем. Ну, скажите, кто еще сейчас так поет о женщине как ни Стас Михайлов? И слушают его отнюдь не домохозяйки! Да, песни его отнюдь не шедевры, но порой именно банальных и простых слов «ты лучшая» или «ты моя» женщин ждут от любимых мужчин – именно простые слова, а не философские теории могут согреть и заставить жить.
– А что, на ваш взгляд, происходит с великим русским роком?
– А его нет. Где вы его слышите? ДДТ, «Машина времени» – это уже классический, старый советский рок, а рок как идея протеста уже ушла. Ну, какой сейчас рок? Разве что-то в стране запрещено, что-то серьезное, как в СССР? Разве есть какие-то заслоны и препятствия в жизни человека? Если можно петь и говорить что угодно и про кого угодно, то неудивительно, что рок завял. Сегодня рок – это то, что пишут в СМИ на политические темы! Пелось рок-певцами: «Мы ждем перемен!», но сегодня столько перемен, что рок не способен за ними успевать. Рок сегодня – это только политика.
Добавить комментарий