В ближайшие недели должна определиться судьба высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Казань-Екатеринбург и, прежде всего, ее основной 800–километровой ветки Москва-Казань. Из-за непростой экономической ситуации реализация проекта может быть перенесена на неопределенное время.
Окончательное решение зависит от того, даст ли правительство для этого проекта недостающие 380 миллиардов рублей. По мнению эксперта «Полезной газеты» из московского «Центра стратегических разработок», кандидата экономических наук Владимира Косого, в случае переноса проекта ВСМ проиграют все – от простого жителя Татарстана и до руководителей республик и промпредприятий России.
– Владимир Вульфович, чем грозит российской экономике перенос даты начала строительства ВСМ Москва-Казань-Екатеринбург на более поздний срок?
– Перенесение срока строительства ВСМ может сказаться достаточно негативно на развитии российской экономики. Дело в том, что российская экономика и так замедляется, а Минэкономразвития мог быть рассматривать проект ВСМ как определенное ее ускорение. Проект мог бы запустить работу несырьевых сфер российской экономики – той же металлургии, производителей цемента и бетона, и именно Минэкономики, а не Минтранс и не РЖД должны быть основными лоббистами ВСМ. Но пока этого не происходит.
– Что же Россия теряет конкретно? На одном примере можете сказать?
– Могу. Известный российский металлургический гигант «ЕВРАЗ-холдинг» научился делать стометровые рельсы для ВСМ, и сейчас у них существует контракт для поставки этих рельсов в США для строительства ВСМ Сан-Франциско-Сан-Диего, и если не дай Бог, введут санкции, эта компания окажется в положении санкций. Дело в том, что «ЕВРАЗ» так серьезно вложился в разработку новой технологии и организацию работы по производству этих рельсов, что отказ от их продукции в России ставит их в прямую зависимость от других стран – а значит, только от США.
ВСМ – это высокотехнологичный, материалоемкий и трудоемкий проект, а в условиях возможных международных санкций наличие таких проектов для страны просто жизненно необходимо: экономика ускорится, а риски для компаний, связанных со строительством ВСМ, которых в России немало, вообще сойдут до нуля. Поэтому проект вдвойне важен.
– Не дорогой ли это проект для российского бюджета? Как пишут, цена километра ВСМ оценивается в миллиард рублей!
– Стоимость проекта будет определяться стоимостью не столько проектных и строительных работ, а справедливой стоимостью изъятия земель – особенно в городских агломерациях, поэтому цифрой в миллиард рублей за километр дороги я бы пока не апеллировал. Кстати, в Великобритании, километр ВСМ намного дороже, чем та цена, из которой пока исходят в России.
– В чем важность ВСМ для конкурентов – для той же малой авиации?
– Это однозначно не замена малой авиации. ВСМ свяжет лишь ограниченное количество точек, и соответственно, региональная авиация, наоборот, должна получить дополнительный импульс для своего развития.
– Что приятно будет челнинцам, нижнекамцам, так это то, что с ВСМ будет добраться до той же Казани не столько быстрее (меньше, чем за полчаса) и дешевле, но безопаснее.
– Согласен. Глядя на Москву, видишь, что более 30% работающих в Москве перемещаются рельсовым транспортом, а в Лондоне вообще 60%. Конечно, сейчас в России не существует достаточно возможностей построить разумное количество автодорог, чтобы все смогли легко и безопасно перемещаться на автомобилях, поэтому никакой альтернативы рельсовому общественному транспорту в мире не существует. ВСМ – это единственный способ обезопасить себя и разгрузить автодороги.
– Вы согласны с тем, что туризм также в Татарстане расширится?
– Казань точно является для российского туризма очень привлекательной точкой – в архитектурном плане это просто другая картина, нежели в Москве: Москва – это уже современная архитектура. С другой стороны, есть еще Владимир с древнерусской архитектурой, поэтому этот маршрут позволяет туризму в целом, и туризму Татарстана развиваться очень широко.
– Промышленность Татарстана выиграет, наверное, больше, чем туризм республики?
– ВСМ в разы упростит движение грузов, а для промышленности Татарстана вырастет количество заказов. Думаю, что если проект ВСМ будет реализовываться, это загрузит всю российскую промышленность на 15-20 лет, а бюджеты Москвы и Татарстана могут пополниться за год на несколько триллионов рублей. А Казань-Елабуга за счет ОЭЗ «Алабуга» – это самый перспективный участок, поскольку Казань с Набережными Челнами станут единой агломерацией, связанной единой транспортной системой.
Выиграют от ВСМ все! Татарстан однозначно получит прямое и дешевое железнодорожное сообщение в центральной России (для пассажиров от 1 до 10 рублей за километр – С.К.), это повысит значимость Казани как одного из инвестиционно привлекательных центров России. Ну а экономика получит достаточно большой толчок для своего роста – темпы экономического развития при наличии ВСМ просто обязаны возрасти.
Добавить комментарий