На весах образования в последнее время ощущается явный перевес. Чаша гуманитарного образования явно теряет в килограммах. Все больше докладывается на чашу технических специальностей. Недостаток специалистов в данной области обнаружил себя давно. Но значит ли это, что, чтобы увеличить их вес, нужно «отрезать» от гуманитариев?
Смена вектора дает о себе знать. На переднем плане сегодня – естественно-математические, технические науки, прорывы в «нано-». Гуманитарные науки или «науки о духе», как их называли в свое время, уходят на задний план, а вместе с ними теряет значимость и сам человек, его культура, нравственность, духовность.
– Людей, занимающихся гуманитарными науками, в последнее десятилетие поставили в такое положение, что они вынуждены переживать комплекс неполноценности, – считает кандидат филологических наук, заведующая кафедрой массовых коммуникаций Набережночелнинского института КФУ Наталья Федотова. – Хотелось бы думать, что это только лишь недопонимание важности данной области человеческой культуры. Однако решение проблемы не терпит отлагательства. Это бомба замедленного действия. Положение в гуманитарной сфере напрямую связано с национальной безопасностью. Мы живем в многополярном, хрупком мире. Что будет завтра со страною, с нами всеми, если сегодня из школы и вуза будут выходить манкурты (взятый в плен человек, превращённый в бездушное рабское создание, полностью подчинённое хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни – прим. ред.)?
Сейчас перед абитуриентами, которые хотят получить образование в гуманитарной сфере, встает вопрос: «А куда я пойду работать?». Всюду твердят о потребности в рабочих и, в связи с этим, о невостребованности гуманитариев. Значит, надо отложить «Войну и мир» и взять в руки калькулятор?
– В обществе есть люди, которые мыслят логически и есть те, кто мыслят чувственно. Соотношение таких людей – 50/50%, – говорит Лейсан Закирова, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой социальных наук Набережночелнинского института КФУ. – Образование направлено на развитие логики, поэтому на выходе мы можем увидеть больше математически направленных людей. Гуманитарного образования всегда было меньше. Дело в том, что гуманитарий – это штучный товар, уникальный, его не может и не должно быть много. Сейчас просто стали делать акцент на развитии технических специальностей, чувствуется такая необходимость. Однако если угнетают гуманитариев, то это приведет к тому, что инженерные специальности сами себя изживут, так как все взаимосвязано.
Оптимизировать и возродить. Миссия выполнима
Новообразованному социально-гуманитарному отделению НЧИ КФУ, которое объединило все гуманитарные факультеты двух вузов, не выделено бюджетных мест. Разве что на заочной форме обучения у журналистов осталась группа бюджетников. То есть государство не финансирует данную сферу, потому что гуманитарии России не нужны?
– Я не согласен с тем утверждением, что юристов, экономистов, гуманитариев в стране много и нужны сейчас именно инженеры, – говорит доктор философских наук, кандидат исторических наук, заведующий социально-гуманитарным отделением Набережночелнинского института КФУ Айдар Каюмов. – Чтобы вся система работала эффективно, хорошо должна быть развита экономика, тогда будут востребованы все специальности. Нужно качественное образование, нужны профессионалы во всех сферах. И при этом должен быть баланс. Общество не может обойтись без гуманитариев. В свое время было открыто много вузов, которые стали готовить специалистов-гуманитариев. Материальных затрат на это много не надо, по сравнению с техническими специальностями. Так количество возобладало над качеством. Потому и произошел процесс объединения у нас – для оптимизации в области гуманитарного образования.
К слову, в Набережночелниском институте социально-педагогических технологий и ресурсов на педагогов-филологов было выделено в этом году 41 бюджетное место (в общей сложности по двум профилям). Это больше, чем было в прошлом году.
Когда образование получено – гуманитарное или техническое – люди идут в профессию. И вот теперь уже проявляется необходимость сочетания логики и интуиции. Многие специальности построены на этом сочетании, где одно без другого ни к чему хорошему не приводит. Врачи, например. Здесь мало знать технический процесс, изучить организм и уметь орудовать инструментами. Необходимо знание психологии, умение грамотно излагать мысли. Человечность важна в любой профессии.
Необходимо соблюдать баланс на весах образования, иначе всё российское общество будет в итоге обвешено. Вот именно так, банально, как на рынке недобросовестным продавцом, который пытается доказать, что перо и слово весят гораздо меньше, чем молоток.
Добавить комментарий