• О редакции
  • Фоторепортажи
  • Архив
  • Видео
  • Рекламодателям
  • Карта стоек
Полезная газета
Скачать свежий номер
  • Новости
  • Рубрики
    • Общество
    • ЖКХ
    • Мнение
    • В здоровом теле
  • Афиша
  • Полезная информация
  • Конкурсы
  • Строчные объявления
  • Помоги детям!

Бюджетные игры

Общество | 14.11.2013

Исполком города Набережные Челны представил общественности излишне благоприятный бюджет на 2014 и плановый период 2015 и 2016 годов. Ни для кого не секрет, что приказ «затянуть пояса», который спустился к нам сверху, связан с кризисной ситуацией в стране. На фоне заведомо дефицитного бюджета страны в течение всех трех лет, столь «вылизанные» цифры предполагаемых доходов и расходов не вызывают никакого доверия.

Несмотря на заведомо дефицитный бюджет страны, предполагаемый бюджет Челнов оптимистичный: доходы сопоставимы с расходами. Это и пугает. В 2014 году поступление в казну Челнов прогнозируется в размере 6 миллиардов 943 миллионов 102 тысяч рублей.

– Мне кажется, что заложены слишком оптимистичные цифры по прогнозу развития экономики города на 2014 год. Они необъективные. Сейчас необходимо приложить усилия по сбору НДФЛ с предприятий, у которых с этим есть проблемы. Это непаханое поле, занимаясь которым, мы сможем решить проблемы наполняемости бюджета, – высказал свое мнение председатель постоянной комиссии по экономической политике и бюджету Марат Нуруллин. – Есть еще одна очень большая доходная часть бюджета – земля. По моему мнению, она как объект пополнения бюджета не используется на 100 процентов. Есть ведь бесхозные заросшие участки земли, которые не отданы в аренду, они не предложены для освоения. Нужно усилить работу по формированию кадастра и публичности предложений. Мы должны искать нестандартные методы пополнения бюджета.

Хоть бюджет и выглядит сбалансированным, тактика действий и варианты рокировок на случай «внезапного» удара кризиса в нем не прослеживаются. Не исключено, что «планы отхода» и всевозможные варианты трансферов будут обсуждаться на ближайших депутатских комиссиях. Но об этом позднее.

Сейчас мы публикуем независимые мнения экономистов, обсуждаем роль коррупции в формировании бюджета города и пытаемся предложить альтернативные и эффективные варианты решения проблемы с привлечением дополнительных доходов в городскую казну.

Бюджет на 2014–2016 годы: радоваться или плакать?

«Полезная газета» попросила заслуженных экономистов РТ и РФ присутствовать на публичных слушаниях, чтобы они могли дать свою альтернативную экспертную оценку столь «радостному» и «перспективному» бюджету на три ближайших года. Их независимое мнение не сулит спокойные и благополучные времена.

Борис Кузнецов, профессор Набережночелнинского института КФУ, заслуженный экономист РТ:

– С технической точки зрения, Исполком представил сбалансированный бюджет. Но все ушли от стратегической позиции и от стратегических направлений развития. Для нашего города стратегическое направление развития это диверсификация.

На мой взгляд, мы должны создавать программу диверсификации экономики нашего города. Если мы ее не создадим, то наш город может повторить судьбу Детройта. Наш город может столкнуться с очень большими трудностями. Этот вариант был вне поля зрения тех специалистов, которые составляли бюджет. Они его составили по инерции, как будто ничего серьезного в нашей экономике и не происходит. Эти цифры, скорее всего, выверены, но я смотрю на них очень пессимистично.

Евгений Гольдфайн, заслуженный экономист РФ:

– Общее впечатление – это понимание, что игра, запущенная чиновниками из Москвы, – принята и продолжается в нашем городе. Так, Минэкономики РФ целых полгода не замечало кризисных явлений в экономике страны, а затем, сваливая все на мировой финансовый кризис, 4 раза снижало прогнозы по темпам развития, успокаивая всех тем, что в стране созданы финансовые резервы на случай еще большего ухудшения ситуации. В результате, основные расходные статьи бюджета РФ остались на «докризисном уровне».

Такая же «тактика» проглядывается и в действиях финансово-экономического блока мэрии. В почти 7-миллиардном годовом городском бюджете оставлены уровни расходов, привычные горожанам и чиновникам по «докризисным временам». При этом значительно больше половины доходной части городского бюджета занимают трансферы из федерального и республиканского бюджетов – и с этим все понятно и правильно, так как одна из задач городских властей – максимально обосновать поступление в город республиканских и федеральных «нефтедолларов».

Сложнее с доходной частью бюджета, формируемой в городе. И тут в «игре» проглядываются риски и доля лукавства. Так, в бюджетные расчеты доходной части включены официальные планы градообразующего ОАО «КАМАЗ» по производству 66 тысяч грузовиков в год. Влияние КАМАЗа на городской бюджет – в большей степени косвенное, но, судите сами: из более чем 200 млрд рублей, ежегодно официально проходящих через наш город, на ОАО «КАМАЗ» и связанные с ним бизнесы приходится не менее половины этого городского оборота. Если КАМАЗу в 2014 году удастся по достойной цене реализовать такой объем продукции, то это будет больше, чем подвиг. Это будет чудо. И только в этом случае не надо будет пересматривать доходные статьи бюджета.

Скорее всего, «условия игры» подразумевают, что если вдруг мировой финансовый кризис или рынки грузовиков, туалетной бумаги и т.п. помешают осуществить эти и другие планы по доходам, то дефицит городского бюджета может быть заполнен из республиканских и федеральных резервов. Вот для этого и нужно делать вид по ожиданию больших доходов, подгонять к ним большие расходы и загонять псевдорезервы в специально раздутые расходные статьи. Чем больше дефицит, тем больше можно просить у вышестоящих инстанций, по формуле: «проси больше, все равно что-то срежут». Но по таким условиям игры город должен обязательно продемонстрировать, что все внутренние резервы пополнения дохода уже исчерпаны.

И тут возникает еще один аспект неопределенности городского бюджета – налоговый. Начну издалека. В период кризиса во многих странах оправдывают свои финансовые проблемы тем, что налогоплательщики «уводят» из страны деньги в офшоры или в приравненные к ним страны с льготным налогообложением. Отсюда – непримиримая борьба с офшорами и беспрецедентное давление на правительства по «унификации» налогообложения на планете.

Я 30 лет профессионально занимался налогами и могу с уверенностью утверждать, что средний и малый бизнес в РФ живет в сравнительном налоговом раю. У нас есть УСН (упрощенная система налогообложения), у нас ИП платят всего 6%, у нас НДФЛ (налог с доходов физических лиц) не более 13% для всех, у нас налоговая не оснащена компьютерными методами тотального электронного контроля, а разбалованные потоком нефтедолларов руководители всех уровней давно не давали ей заданий на большие внеплановые сборы налогов и штрафов. Все познается в сравнении, поэтому не случайно знаменитый французский актер Жерар Депардье сменил французское гражданство с налогом в 75% , на наше с 13% подоходного.

Однако в мире такие вещи не прощаются, поэтому, вероятно, в результате давления на РФ – появилось требование по взиманию с ИП все более и более увеличенных размеров отчислений в пенсионный фонд и начались требования по ужесточению налогового контроля. Недавно наш город посетила республиканская делегация, которая очень твердо потребовала принять меры по увеличению собираемости налогов, в том числе и за счет администрирования, так как в городе очень много резервов для взимания в бюджет. Поэтому в ближайшее время как минимум следует ожидать демонстрацию чиновничьей активности по увеличению налоговой нагрузки, однако и здесь меня не оставляет ощущение «игры».

Городским чиновникам надо показать действия по безусловному выполнению указаний начальства, провести показательные налоговые акции, а потом, «сделав все возможное и невозможное по сбору налогов с бедного города», прийти к распорядителям вышестоящих бюджетов с расчетами на покрытие оставшегося дефицита городского бюджета. Возможно, недавний спор города с КАМАЗом по налогу на землю – часть этой игры. Видите, как мы стараемся, бьемся насмерть за увеличение налогов и … помогите нам с КАМАЗом справиться, или не так сильно ругайте и компенсируйте дефицит бюджета.

В этих условиях игры бесполезно ожидать от чиновников разработки реальных антикризисных мероприятий. Любые созданные антикризисные резервы будут «съедены» неполучением «нефтедолларов» от вышестоящих бюджетов или (как мужняя заначка, в случае ее обнаружения женой) будут немедленно востребованы депутатским корпусом и другими «голодными» просителями на «очень обоснованные и нужные траты».

Поэтому кризиса как бы нет, все тихо и спокойно, хотя всем ясно, что экономика города не позволяет полностью зарабатывать на содержание городского хозяйства. Надежда на подстраховку «нефтедолларами» из мифических резервов вышестоящих бюджетов может упереться, например, в ожидаемое в 2014 году снижение цен на нефть из-за снятия санкций с Ирана и «выброса» им на рынок дешевой нефти.

Роль коррупции в бюджете города

Постоянно нарывающая «язва» на «теле» бюджета – коррупция. Борьба с этим «недугом» эффективна при заинтересованности властей и общества, коей они не блещут. Какую роль играет коррупция при формировании и распределении бюджета?

Тимур Тимуршин, руководитель общественной организации «Антикоррупция»:

– Коррупционеры напрямую заинтересованы в увеличении бюджетных поступлений в свою сферу влияния. Но их интерес носит прагматичный характер: больше денег получили от государства – больше вывели в свой карман через аффилированные структуры. Как бы ситуация не выглядела в текущий момент, в перспективе весь объем украденных средств все равно ляжет на плечи граждан. Типичный пример – ситуация в Агрызском районе Республики Татарстан, когда местный депутат при поддержке администрации района захватил ряд предприятий системы ЖКХ и незатейливо присвоил себе платежи от населения на 1 млн евро, не рассчитываясь с поставщиками тепла и электроэнергии. В итоге затраты по покрытию долгов лягут на бюджет, т.е. будут покрываться за наш с вами счет. И таких примеров масса. Чего, например, стоит рост цен на топливо, продукты или услуги ЖКХ в несколько раз за последние 10 лет, при почти стабильном курсе доллара (около 30 рублей за 1 USD). Общество должно четко понимать: каждый «уведенный» из бюджета рубль – это рубль, уведенный из их кармана. И рубль, не вложенный в больницы, школы, дороги и инфраструктуру вообще и т.д. И поэтому я убежден, что общество должно занимать жесткую позицию по отношению как к фактам казнокрадства, так и к самим коррупционерам, и даже членам их семей, ибо я не верю, что, проживая в Лондоне (как в случае в Агрызе), ребенок не знает об источниках доходов своих родителей.

Как показал личный опыт, для эффективной борьбы с коррупцией усилий одного общества недостаточно: необходима активная поддержка таких инициатив со стороны государства. Нужно форсировать действия правоохранительных органов по выявлению и проверке фактов злоупотреблений полномочиями. До последнего времени, к сожалению, власть категорически не была настроена на диалог с обществом и предпочитала решать такие вопросы без привлечения лишнего внимания со стороны граждан и СМИ: в ретроспективе последних года-двух из громких коррупционных скандалов можно вспомнить только дело Тимофеева, ну может, еще жилье для ветеранов в Буинске, да и то лишь благодаря вмешательству федерального телеканала. Создавалось впечатление, что реальная работа велась в рамках каких-то внутренних интриг и разборок, когда собранные материалы уголовных дел клались под сукно и доставались лишь в нужный момент, как козырь из рукава. Сейчас в обществе произошли серьезные внутренние изменения, изменился менталитет, появилось понимание, что «неприкасаемых» на самом деле практически нет, и даже республиканские министры могут оказаться фигурантами громких скандалов – например, отставка двух республиканских министров и дисциплинарные меры против двух других руководителей министерств.

В первую очередь – гражданская позиция должна быть активной: не молчать о фактах и тем более не скрывать их, а сообщать о них в правоохранительные органы, СМИ, профильные общественные организации, инициировать проверки, контролировать их ход и т.д. Молчание и пассивность будут лишь стимулировать аппетиты казнокрадов. Мяч на стороне общества.

Откуда взять доходы?

В интервью «Полезной газеты» депутаты Горсовета предлагают идеи оптимизации бюджета: альтернативные и эффективные варианты решения проблемы с привлечением дополнительных доходов в казну города.

Экспертная комиссия по бюджету города в лице доктора экономических наук Анатолия Макарова предложила развивать направление туризма и создать в Набережных Челнах Центр современной культуры. Это, как считают эксперты, поможет привлечь в бюджет дополнительные средства. Только почему-то никого не смущает тот факт, что в Челнах туристам показывать особо нечего. Тюбетейка достроена, памятник Родина-мать не вызывает культурного шока (это далеко не Мамаев курган), остаются только своеобразные скульптуры Ильдара Ханова на бульваре Энтузиастов…

Депутаты предлагают более реальные варианты привлечения денежных средств в бюджет города. О них много говорили, но ни мэр города, ни Исполком на них внимания не обращают.

Сергей Еретнов, депутат Горсовета Набережных Челнов:

– Главное зло сидит в том, что мы зарабатываем на себя сами, то есть наш город формирует достаточно налогов (в прошлом году это было 15 миллиардов). И если бы у нас оставалась хотя бы половина от этой суммы, то нам бы их хватало за глаза, в том числе и на развитие дорог, скверов и так далее. У нас эти деньги забирает Федерация и возвращает нам исключительно на первичные нужды, такие как выплата заработных плат работникам бюджетной сферы. Причем остальные деньги приходится выпрашивать, а дадут они их или не дадут, не известно. По крайней мере, наш мэр не проявил чудеса выдавливания денег из бюджетов тех уровней.

Один из вариантов привлечения дополнительных доходов в бюджет – продажа рекламных щитов, которая уже сегодня могла бы принести примерно 100 миллионов рублей. Наша комиссия (постоянная комиссия по регламенту и правопорядку – прим. ред.) вопреки давлению добилась того, чтобы каждый щит продавался отдельным лотом, а не по 100 щитов, как хотели некоторые игроки рекламного рынка. Количество участников будет больше, соответственно, будут другие цены. На наш взгляд, это правильно. К тому же покупать по одному щиту смогут гораздо больше предпринимателей, а по 100 – считанное количество людей. В начале следующего года начнется аукцион.

Был еще один вариант – аукцион на продажу земли, но сейчас практически все городское имущество уже продано. 

Татьяна Гурьева, Первый секретарь Набережночелнинского отделения партии КПРФ:

– Я назову несколько альтернативных вариантов решения проблемы с привлечением дополнительных доходов.

Во-первых: так как мы являемся моногородом, понятно, что пополнение бюджета главным образом происходит за счет КАМАЗа. Но сейчас его практически превратили в отверточное производство, и мы должны вернуть ему статус производителя. У заводчан повысится заработная плата, да и прибыль с завода увеличится. Сегодня мы работаем на иностранную экономику, а не на отечественную. К тому же весь бизнес привязан к КАМАЗу, и это должен понимать каждый.

Во-вторых: нам нужно развивать Муниципальные предприятия, но, к сожалению, МУПы сейчас используются как кормушки для чьих-то интересов. Как правило, там одни убытки, а прибыли нет. Одним из вариантов развития МУПов я вижу развитие пассажирского общественного транспорта. Народ говорит, что было бы лучше городу иметь автобусы большой вместимости.

В-третьих: вместо частных УК необходимо создать в городе единую муниципальную управляющую компанию. Это будет и в интересах горожан, потому что власть будет нести ответственность, а сегодня она отстраняется от сферы ЖКХ. К тому же можно будет контролировать тарифы на услуги. Я считаю, если мы освободимся от частных УК и создадим единую муниципальную управляющую компанию, как это было в советское время, то город будет иметь дополнительные доходы.

В-четвертых: НДФЛ – основной источник поступления доходов в бюджет города, поэтому нужно выводить бизнес из тени, создать благоприятные условия для бизнеса, чтобы он работал легально, а не прятался. К тому же важен контроль со стороны соответствующих органов.

Тимур Тимуршин:

– Прежде, чем говорить о коррупции, нужно определиться с терминологией. Раньше это явление назвалось вполне четко: «казнокрадство» и несло ярко выраженную смысловую и эмоциональную нагрузку. Сейчас этот емкий термин заменили на значительно более обтекаемый и мягкий по содержанию термин «коррупция», под которым в большинстве случаев подразумевается обыкновенное взяточничество.

Но времена меняются, меняются и технологии, используемые при «распиливании» бюджета, и сейчас прямыми взятками промышляют те, кто стоит в самом низу иерархической лестницы. Те, кто стоит выше, используют многоходовые схемы, позволяющие выводить значительную часть осваиваемых средства без рисков для себя.

Существует много различных формулировок понятия «коррупция», но лично мне наиболее полным представляется определение, предложенное профессором факультета политологии Университета Колгейта США Майклом Джонстоном: «Коррупция – это злоупотребление общественным положением или ресурсами в целях получения личной выгоды».

Это определение позволяет условно разделить коррупцию в нашем обществе на экономическую и политическую. Почему условно? Потому, что обычно субъекты политической и экономической коррупции либо одни и те же лица, либо тесно взаимодействуют между собой.

Экономическая коррупция сейчас перешла на новый уровень, который позволяет обходить действующее законодательство. Помимо банального взяточничества, существует масса механизмов реализации коррупционных схем: (1) прямое или опосредованное (через родственников, друзей и т.д.) участие в коммерческих организациях, получающих преимущественное право на работу с бюджетными средствами; (2) лоббирование интересов аффилированных компаний и присвоение ресурсов общества с привлечением административного ресурса, в т.ч. через судебные инстанции; (3) сокрытие фактов оказания некачественных услуг или услуг не в полном объеме; (4) «выдавливание», в т.ч. и силовое, конкурентов «своих» компаний с рынка с использованием административного ресурса; (4) навязывание бизнесу услуг аффилированных компаний (консалтинг, мероприятия по получению разрешений и т. п.) и т.д.

Политическая коррупция характеризуется (1) захватом, удержанием и распределением власти как отдельными лицами, так и организованными группами, в т.ч. и специально создаваемыми под эти задачи; (2) использованием в целях удержания власти как государственных, так и общественных ресурсов; (3) покровительством и поддержкой, в т.ч. материальной, «идейно правильным» гражданам и организациям в ущерб остальным и т.д.

Такое трактование термина «коррупция» позволяет подходить к вопросу борьбы с коррупцией шире и понимать суть процессов.


Об авторе: Полезная Газета

Рекламно-информационное издание. Выходит по понедельникам. Первый, пилотный, номер вышел 30 декабря 2009 года.

Комментарии (0)

Добавить комментарий Отменить ответ


  • Популярное
  • Последнее
1domofon

И на хама найдется управа

05.07.2013
1domofon

Частные клумбы для цветов жизни

05.07.2013
1domofon

Блеск и нищета велопроката

05.07.2013
1domofon

Эксперименты с психикой

05.07.2013
1domofon

«Ак Барс» сделал официальное заявление об изменениях состава

05.07.2013
1

Основные типы автомобильных аккумуляторов

11.04.2017
1

Билайн предоставляет наиболее широкий выбор безлимитных тарифов

27.03.2017
1

Почему товары из Китая пользуются популярностью?

17.03.2017
58a2e84dad5db1487071309629

Дефицит челнинского бюджета в 2017 г. составит 540 млн руб.

14.02.2017
068990e1628d0fa886ae913e491d0f64

Набережные Челны стареют: ежегодно количество пенсионеров увеличивается на 3-5 тыс. чел.

14.02.2017
  • Поделиться:
  • Facebook
  • Twitter
  • Linkedin
  • Google+
  • Email
Полезная газета

Нам четыре года. По человеческим меркам – детский срок. По журналистским – целая жизнь. Стабильная и уверенная.

Нас любят и не любят одновременно. И мы гордимся этим. Мы можем позволить себе говорить правду и ничего кроме правды.

Рассылка

Подпишитесь на наши новости

Контакты

Мы всегда ответим на интересующие вас вопросы.
  • б-р. Т.Кереселидзе, д.10В, РТ, г. Наб. Челны
  • +7 (8552) 56 35 70
  • news@pgnews.ru
  • skype

Последние комментарии

  • Новости
  • Общество
  • ЖКХ
  • Мнение
  • В здоровом теле
  • Конкурсы
  • Дети
(с) 2016 Полезная газета
Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.

Создание и продвижение сайта: «Клиенты Из интернеТа»