Что нужно знать, отправляясь в магазин?
На прямой линии с читателями «Полезной газеты» была начальник отдела развития и координации внутреннего рынка Набережночелнинского Госалкогольного органа при Комитете по защите прав потребителей Роза Прилукова. Публикуем вопросы горожан и ответы специалиста.
Фания Фархутдинова: «Я купила блендер, дома попробовала его в деле, не устроила мощность. Хотела вернуть, но в магазине сказали, что такие товары не обмениваются. Раньше можно было вернуть товар в течение 14 дней. Законы изменились?»
Роза Прилукова: Блендер – сложный технический товар. Вернуть его можно при наличии дефекта. Есть список товаров, вернуть или обменять которые можно, если они не подошли по форме, размерам, габаритам. Нет формулировки «по техническим характеристикам». Нет в законе также понятия «не нравится». Когда мы приходим в магазин, мы должны знать, чего хотим.
Не всегда покупатель может оценить, будет ли товар отвечать требованиям, которые он к нему предъявляет. Для этого существуют технические характеристики, которые задал завод-изготовитель и которые прописаны в техпаспорте товара. Если он им соответствует и дефекта нет, то требовать обмена или возврата неуместно.
Руслан Гареев: «Покупал смартфон, пока рассматривал, он выскользнул из рук, и треснул угол корпуса. Заставили купить. Мог ли я отказаться?»
Роза Прилукова: Вы не обязаны платить за случайно разбитый товар. Надо разобраться, кто виноват. Существует единственный способ заставить вас оплатить – в судебном порядке магазин должен доказать, что вы нанесли ущерб умышленно. Как правило, покупатель виновен, если он взял в руки товар и по неосторожности выронил его и разбил, или если к порче товара привело его «неестественное» поведение в торговом зале (был в состоянии алкогольного опьянения, например), или намеренно разбил товар. В этих случаях магазину причинён ущерб, и покупатель обязан его возместить. Виновен магазин, если в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам, или же проходы заставлены коробками, если товар расположен на стеллаже неустойчиво, если в магазине мокрый пол и вы испортили товар поскользнувшись, если товар разбился, упав с ленты на кассе. В этих случаях вина полностью лежит на магазине, и никто не вправе требовать с вас возмещения ущерба.
Лариса Тарасова: «Хочу купить телевизор. Если оформлю кредит, а в течение 14 дней замечу недостатки и решу вернуть или обменять телевизор, договор расторгается полностью и возвращаются деньги или что-то я всё-таки потеряю?»
Роза Прилукова: Телевизор – сложный технический товар. Он подлежит возврату и обмену в течение 14 дней, не считая дня покупки. После можно только сдать его в гарантийный ремонт. Если вы купили телевизор в кредит и в течение 15 дней обращаетесь к продавцу вследствие приобретения товара ненадлежащего качества, то продавец обязан вернуть вам первоначальный взнос и ту сумму кредита, которую вы успели оплатить. Также он должен вернуть проценты за первый месяц. Что касается остальных денег, магазин берёт на себя ответственность ежемесячно отчислять деньги банку, в котором был взят кредит, пока не погасит его полностью. Но зачастую получается так, что в магазине забывают об оплате и банк, при выявлении просрочки, начинает тормошить именно потребителя. В таком случае вам надо будет напоминать продавцу о его обязательствах.
Татьяна Николаева: «Часто приходится видеть надписи, что товар обмену и возврату не подлежит. Например, если он на акции. Это правомерно?»
Роза Прилукова: Независимо от того, какая акция проводится в магазине и предусмотрены ли скидки, если вы приобретаете товар ненадлежащего качества и это не оговорено продавцом, то вы имеете право требовать и возврата денег, и обмена. Но бывают ситуации, когда вас предупредили о причине скидки. Например, вы покупаете платье, у которого один рукав короче другого. Из-за этого брака на него скидка, продавец вас об этом предупредил. Вы вернулись домой с покупкой, подумали и решили, что бракованная вещь вам ни к чему, пришли вернуть. В этом случае брак не может являться причиной для возврата. А если ничего не было оговорено, была просто акция, отказ будет незаконным (если товар не входит в перечень товаров, которые не подлежат возврату, утверждённый Правительством РФ).
Гузель Закирова: «Купила в продуктовом сетку мандаринов. Дома вскрыла её, а в середине товар никудышный, гнилой. Как наказать продавцов?»
Роза Прилукова: Считайте деньги, не отходя от кассы. То есть, если вы приобрели расфасованный товар и сомневаетесь в качестве, можно тут же вскрыть упаковку. Если увидели что-то гнилое, сразу приглашайте администратора. В этом случае не думаю, что они вам откажут. А если упаковку вскрыли дома, как вы докажете, что именно в этом магазине взяли испорченный товар? Проблематично. Поэтому проверяйте сразу.
Регина Каримуллина: «В магазине у моего дома нередко на полках лежит просроченное молоко, на замечания продавцы реагируют грубо. Куда можно обратиться, чтобы провели проверку?»
Роза Прилукова: Можно написать заявление в нашу службу. Приезжайте лично или напишите на сайт. Мы можем провести проверку только по тем товарам, которые указаны в заявлении. Нас ограничивают рамки закона. Например, если в заявлении напишут, что в магазине реализуют просроченное молоко, мы можем проверить только молоко. Формулировка «кисломолочная продукция» даст возможность проверить больший перечень продуктов.
Хотелось бы также напомнить людям, что мы должны уважать друг друга, быть взаимовежливыми. Как правило, 80 % вопросов решаются, даже если они нерешаемые. Даже если обмен или возврат не предусмотрены законом, продавцы часто идут навстречу. Человеческие отношения никто не отменял.
Добавить комментарий